В уютной спальне оживленно общаются робот и пожилой британец. У машины — радостное поведение и высокий, приятный голос, который располагает к беседе. В какой-то момент робот, видимо, принимая во внимание возраст мужчины, задает вопрос о Второй мировой войне: «Можете рассказать, что было самым трудным для вас и вашей семьи?»
Пожилой человек начинает вспоминать, как его отец служил в Королевских ВВС, и их семья не видела его почти четыре года. Но почему робот решил заговорить на столь чувствительную тему, которая могла оказаться травматичной для собеседника?
Такое поведение связано с проектом CARESSES (культурно-ориентированные роботы и системы датчиков для поддержки пожилых людей). Этот проект развивает область «культурной робототехники», которая ставит цель создавать роботов, способных учитывать культурные особенности человека и адаптировать к ним свое общение. В данном случае робот рассудил, что для британца тема войны может быть интересной и значимой частью разговора.
Современные разработки в области робототехники активно внедряются в самые разные сферы. Уже сейчас существуют:
- роботы-доставщики для супермаркетов и складов;
- сервисные роботы для здравоохранения;
- роботы для помощи больным деменцией;
- устройства для поддержки людей с расстройствами аутистического спектра;
- роботы для ухода за пожилыми.
Некоторые из них даже выполняют функции священников, давая благословения на нескольких языках, или монахов, обучающих буддийской философии.
В будущем роботы станут неотъемлемой частью как нашей повседневной, так и общественной жизни. Развитие технологий продолжает расширять границы их возможностей и сфер применения.
Культурные стереотипы в искусственном интеллекте и робототехнике
Культурная робототехника — часть движения, направленного на то, чтобы сделать искусственный интеллект (ИИ) и робототехнику более инклюзивными с учетом культурного разнообразия. Однако это вызывает вопросы и опасения. Например, большие языковые модели (LLM), такие как те, что используются в OpenAI ChatGPT, обучаются на текстах с англоязычного Интернета, что приводит к отражению англоцентричных культурных допущений и предубеждений.
Стремление сделать роботов более восприимчивыми к культурным особенностям также сопровождается трудностями. В одном исследовании анализировались предпочтения Китая, Германии и Кореи относительно внешнего вида роботов. Исследователи предположили, что общества с высокой «мужественностью» предпочитают большие и быстрые вещи, а более «женственные» культуры — маленькие и медленные. Например, немецкую культуру отнесли к категории «высокой мужественности», а корейскую — к «средней», предполагая, что корейцы с большей вероятностью предпочтут небольших и медленных сервисных роботов.
Другой пример касается личного пространства. В одном исследовании сравнивались предпочтения немцев и «арабов», но использование термина «арабы» вызвало критику. Он охватывает множество культур и стран, что делает такие обобщения некорректными. В отличие от этого, термин «немец» обозначает конкретную национальность и не вызывает подобных проблем.
Также исследования показывают, что реакция на роботов варьируется в зависимости от культурного бэкграунда. Разные культуры имеют свои ожидания относительно личного пространства, что влияет на комфортную дистанцию между человеком и роботом. Кроме того, интерпретация выражений лица робота сильно зависит от того, насколько эти выражения знакомы человеку.
Создание роботов, адаптированных к культурным особенностям, требует особого внимания, чтобы избежать усиления стереотипов и учитывать сложность культурного многообразия.
Как избежать стереотипов в подходе к культуре в робототехнике
Чтобы избежать проектирования роботов на основе грубых обобщений и стереотипов, необходим более тонкий и гибкий подход к культуре. Культура — это сложное и многогранное понятие, которое можно интерпретировать по-разному. В одном из исследований было предложено более 300 определений этого термина.
Недавние работы показывают, что культура является «концептуально фрагментированной». Это означает, что нет единого подхода к её пониманию, а также универсальных решений для проектирования роботов. Различные области применения требуют совершенно разных подходов к культурным особенностям.
Например, для развлекательного робота, выступающего в театре, ключевым аспектом будет изучение предпочтений аудитории. Важно учитывать, какие виды танцев или представлений популярны в данном регионе, чтобы адаптировать дизайн и поведение робота.
С другой стороны, для сервисного робота, работающего с небольшой группой людей, например, в доме престарелых, культура может рассматриваться как что-то динамичное. Важно, чтобы робот адаптировал свое поведение к изменяющимся предпочтениям тех, кому он помогает, через длительное взаимодействие.
Таким образом, подход к культуре в робототехнике должен быть сложным, гибким и зависеть от конкретной ситуации. Если опираться только на стереотипы и широкие обобщения, это может привести к их закреплению и распространению.